воскресенье, 01 марта 2009
Возможно, это самое необычное научное учреждение в мире – Институт сказкотерапии.
Он существует уже почти десять лет. Хотя… сказки-то тысячелетиями воспитывали, передавали жизненные знания, развивали, поддерживали культурно-историческую связь поколений.
читать дальшеПоэтому психология рано или поздно не могла не обратить свой благосклонный взгляд на этот феномен. Тем не менее, сказкотерапия, оказалась гораздо моложе большинства методов практической психологии.
Зато, хоть и занимались анализом сказок мировые корифеи К.Юнг, Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхайм – и не только они, метод комплексной сказкотерапии сформировался в России. Дело здесь не только в тех фундаментальных наработках, которые были созданы В.Проппом и др. В советские времена отечественные специалисты испытывали неизбывный профессиональный «голод» в ограниченном методическом круге из-за многочисленных табу, обусловленных идеологическими догмами, которые отрицали значимые постулаты «буржуазной психологии». Их частокол был смят в годы перестройки и воспоследовавших за ней бурных политических, государственных, общественных процессов.
Жадно набросившись на возникшие вдруг возможности легального использования психо- и трансактного анализа, гештальта, психосинтеза, бихевиорализма, роджеровской гуманистической терапии, самоактуализации по Маслоу и т.д., практики устроили настоящее «пиршество», которое не могло не привести к естественным последствиям «переедания», стоически пережитым до того, как состоялся более сознательный выбор методов.
Вот тогда-то с легкой руки Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, талантливого психолога и энергичного организатора, группа подвижников решила синтезировать достижения мировой психотерапии в «сказочном» формате как наиболее приемлемом для российской ментальности. Началось создание теоретической базы и полигона для практики, в результате которого в Санкт-Петербурге был учрежден Институт сказкотерапии (1998).
Его создатели шутят, что появление этой структуры было предсказано в отечественной фантастике: ведь был же у Стругацких и НИИЧАВО – Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства («Понедельник начинается в субботу»), и НУИНУ – Научный универсальный институт необыкновенных услуг («Чародеи»).
А что значит «комплексная сказкотерапия»?
Во-первых, это психологическая диагностика, коррекция и профилактика, что называется, «в одном флаконе». Во-вторых, речь идет о целостном восприятии личности, т.е. о таком подходе, когда психологические проблемы не вычленяются в качестве автономных объектов для воздействия, а рассматриваются как проявляющиеся аспекты внутренней дисгармонии, и, следовательно, ведущей целью взаимодействия в сказкотерапевтической практике является развитие через гармонизацию внутреннего мира человека, – что, пожалуй, самое главное.
Это принципиально важно в процессе формирования психики ребенка и подростка, поскольку обеспечивает ненасильственную помощь в кризисные возрастные периоды и мягкую позитивную настройку в межкризисных ситуациях. Это не менее актуально для взрослых, накопивших в жизненном опыте систему стереотипов, корни которой зачастую так же тянутся «из детства».
Чем же занимается Институт сказкотерапии? Теорией и практикой, конечно. Проводится исследование мифов, сказок, фольклора, влияния метафор на развитие личности; индивидуальные и групповые консультации; обучение специалистов. Выходит много интересных публикаций. Привести их полный список не представляется возможным, но удержаться от упоминания хотя бы части невозможно:
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия».
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко «Тренинг по сказкотерапии».
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б.Кудзилов «Властелин чудес» (настольная игра).
А.В.Гнездилов «Музыка рассвета. Терапевтические сказки».
@темы:
из интернета,
всякие разности